Бизнес-разведка

Бизнес-разведка

Бизнес-разведка – это сбор и обработка данных в целях выработки эффективных управленческих решений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности организации, предупреждении финансовых и кадровых проблем.

Наряду с термином «бизнес-разведка» используют такие словосочетания, как:

  • деловая разведка;
  • экономическая разведка;
  • конкурентная разведка;
  • коммерческая разведка;
  • маркетинговая разведка.

Анализ в рамках бизнес-разведки производится для того, чтобы оценить риски и угрозы для организации. При этом исполнители действуют в рамках закона, не нарушают принципы деловой этики.

Бизнес-разведка

Работа бизнес-разведки связана с отношениями организации с:

  • Объектами инвестирования;
  • Бизнес-партнерами;
  • Клиентами;
  • Подрядчиками;
  • Сотрудниками.

В рамках бизнес-разведки собираются и анализируются сведения о конфликтах интересов и благонадежности контрагентов. Это позволяет предотвратить получение некачественных услуг и репутационные потери. Вектором корпоративной разведки являются рыночные отношения.

В секторе финансов или информационных технологии Первостепенное значение приобретает анализ данных, в том числе уже имеющихся на предприятии.

Концентрируясь на рыночной ситуации, позволяет строить прогнозы возможных сценариев. Корпоративная разведка обеспечивает поддержку в принятии как стратегических, так и тактических решении за счет предоставления руководству знании о продуктах, клиентах, конкурентах, политических и правовых аспектах продвижения бизнеса.

Виды информации, получаемой в ходе бизнес разведки:

Всю информацию можно разделить на три категории:

Открытая информация — находится в общем доступе;

Условно-открытая информация — получение которои требует определенных знании и финансовых затрат;

Закрытая информация — получение требует специальных разрешении, так как она защищена законом.

Корпоративная разведка не ограничивается анализом данных. Предприятиям нужно самим реагировать и действовать на опережение. Задачи, стоящие перед службой корпоративной разведки, отличаются сложностью и комплексностью.

Основные направления бизнес-разведки:

Стратегическое направление.

Задачи стратегического направления по смыслу близки задачам стратегического планирования и маркетинга и сводятся к прояснению структуры и динамики того поля хозяйственно-экономической деятельности, на котором работает предприятие, с выявлением и анализом всех конкурентов и контрагентов на этом поле.

Оперативное направление.

Задачи оперативного направления связаны с получением и анализом информации при взаимодействии с конкретной организацией или физическим лицом.

Предметом интереса стратегического направления бизнес-разведки чаще всего являются:

  • Законодательство, которое регламентирует процессы и обстоятельства, связанные с деятельностью компании;
  • Конкурентная среда;
  • Новые технологии;
  • Тенденции изменения всех перечисленных выше объектов.
  • Предметы интереса оперативного направления бизнес-разведки:
  • Изучение конкретной компании;
  • Проверка физлиц;
  • Анализ конкретной ситуации.

Также в бизнес-разведке существуют следующие направления:

  • Сбор базы клиентов. Если прибыль организации напрямую связана с продажами, важно наити клиентов. При этом разведка включает не только поиск клиентов, но и постоянныи мониторинг изменения ситуации;
  • Сбор базы деловых партнеров. Предприятию важно контролировать репутацию деловых партнеров. Так, например, работа с поставщиками сопряжена с определенными рисками. Если поставщик ненадежен, из-за его необязательности или невыполнения условии поставки может быть сорван весь производственныи процесс;
  • Сбор базы и анализ конкурентов – важная задача внимание должно уделяться не только сравнению цен, но и анализу других параметров – мероприятии по продвижению, ассортиментной политики, качества товаров, условии поставки, политики распределения продукции;
  • Анализ перспективных проектов. Перспективный анализ помогает понять, есть ли у покупателей необходимость в новом продукте или услуге;
  • Проверка соискателей и действующих сотрудников. Бизнес-разведка позволяет повысить качество отбора персонала, снизить риски в этои сфере;
  • Анализ имиджа компании.

Методы бизнес-разведки

Включают широкий спектр методов, можно выделить основные:

  • Анализ контрагентов на различные риски, выявление потенциально-опасных контрагентов;
  • Проведение комплексных проверок деловой репутации и добросовестности партнеров;
  • Сбор и аналитика информации о конкурентах;
  • Проверка соискателей перед приемом на работу;
  • Сбор и анализ информации о корпоративных и коммерческих отношениях внутри компании.

Задачи бизнес-разведки

  • Управление рисками бизнеса и их контролирование;
  • Своевременное выявление угроз, уязвимостей, возможностей и иных факторов влияния на успех бизнеса;
  • Обеспечение конкурентных преимуществ за счет своевременного принятия оптимальных решений;
  • Проверка надежности деловых партнеров;
  • Прогнозирование изменений на рынке;
  • Проведение грамотной рекламной компании с учетом информации о конкурентах;
  • Прогнозирование действий конкурентов;
  • Выявление новых потенциальных конкурентов;
  • изучение успехов и неудач конкурентов;
  • Изучение новых технологий, продукции и процессов;
  • Мониторинг изменений в политической, законодательной и регулирующей областях, влияющих на бизнес;
  • Изучение новых инструментов управления.

Основные этапы бизнес-разведки

  1. Постановка проблемы и определение целей.
  2. Получение информации из всех возможных источников.
  3. Оценка информации и перевод ее в сведения.
  4. Анализ полученных сведений.
  5. Подготовка выводов.

Бизнес-разведка – это комплексная задача, которая помогает разрешать и предотвращать как внутренние, так и внешние проблемы предприятия. Такая превентивная мера позволяет уберечь бизнес от финансовых, репутационных потерь.