Бизнес-разведка
Бизнес-разведка
Бизнес-разведка – это сбор и обработка данных в целях выработки эффективных управленческих решений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности организации, предупреждении финансовых и кадровых проблем.
Наряду с термином «бизнес-разведка» используют такие словосочетания, как:
- деловая разведка;
- экономическая разведка;
- конкурентная разведка;
- коммерческая разведка;
- маркетинговая разведка.
Анализ в рамках бизнес-разведки производится для того, чтобы оценить риски и угрозы для организации. При этом исполнители действуют в рамках закона, не нарушают принципы деловой этики.
Работа бизнес-разведки связана с отношениями организации с:
- Объектами инвестирования;
- Бизнес-партнерами;
- Клиентами;
- Подрядчиками;
- Сотрудниками.
В рамках бизнес-разведки собираются и анализируются сведения о конфликтах интересов и благонадежности контрагентов. Это позволяет предотвратить получение некачественных услуг и репутационные потери. Вектором корпоративной разведки являются рыночные отношения.
В секторе финансов или информационных технологии Первостепенное значение приобретает анализ данных, в том числе уже имеющихся на предприятии.
Концентрируясь на рыночной ситуации, позволяет строить прогнозы возможных сценариев. Корпоративная разведка обеспечивает поддержку в принятии как стратегических, так и тактических решении за счет предоставления руководству знании о продуктах, клиентах, конкурентах, политических и правовых аспектах продвижения бизнеса.
Виды информации, получаемой в ходе бизнес разведки:
Всю информацию можно разделить на три категории:
Открытая информация — находится в общем доступе;
Условно-открытая информация — получение которои требует определенных знании и финансовых затрат;
Закрытая информация — получение требует специальных разрешении, так как она защищена законом.
Корпоративная разведка не ограничивается анализом данных. Предприятиям нужно самим реагировать и действовать на опережение. Задачи, стоящие перед службой корпоративной разведки, отличаются сложностью и комплексностью.
Основные направления бизнес-разведки:
Стратегическое направление.
Задачи стратегического направления по смыслу близки задачам стратегического планирования и маркетинга и сводятся к прояснению структуры и динамики того поля хозяйственно-экономической деятельности, на котором работает предприятие, с выявлением и анализом всех конкурентов и контрагентов на этом поле.
Оперативное направление.
Задачи оперативного направления связаны с получением и анализом информации при взаимодействии с конкретной организацией или физическим лицом.
Предметом интереса стратегического направления бизнес-разведки чаще всего являются:
- Законодательство, которое регламентирует процессы и обстоятельства, связанные с деятельностью компании;
- Конкурентная среда;
- Новые технологии;
- Тенденции изменения всех перечисленных выше объектов.
- Предметы интереса оперативного направления бизнес-разведки:
- Изучение конкретной компании;
- Проверка физлиц;
- Анализ конкретной ситуации.
Также в бизнес-разведке существуют следующие направления:
- Сбор базы клиентов. Если прибыль организации напрямую связана с продажами, важно наити клиентов. При этом разведка включает не только поиск клиентов, но и постоянныи мониторинг изменения ситуации;
- Сбор базы деловых партнеров. Предприятию важно контролировать репутацию деловых партнеров. Так, например, работа с поставщиками сопряжена с определенными рисками. Если поставщик ненадежен, из-за его необязательности или невыполнения условии поставки может быть сорван весь производственныи процесс;
- Сбор базы и анализ конкурентов – важная задача внимание должно уделяться не только сравнению цен, но и анализу других параметров – мероприятии по продвижению, ассортиментной политики, качества товаров, условии поставки, политики распределения продукции;
- Анализ перспективных проектов. Перспективный анализ помогает понять, есть ли у покупателей необходимость в новом продукте или услуге;
- Проверка соискателей и действующих сотрудников. Бизнес-разведка позволяет повысить качество отбора персонала, снизить риски в этои сфере;
- Анализ имиджа компании.
Методы бизнес-разведки
Включают широкий спектр методов, можно выделить основные:
- Анализ контрагентов на различные риски, выявление потенциально-опасных контрагентов;
- Проведение комплексных проверок деловой репутации и добросовестности партнеров;
- Сбор и аналитика информации о конкурентах;
- Проверка соискателей перед приемом на работу;
- Сбор и анализ информации о корпоративных и коммерческих отношениях внутри компании.
Задачи бизнес-разведки
- Управление рисками бизнеса и их контролирование;
- Своевременное выявление угроз, уязвимостей, возможностей и иных факторов влияния на успех бизнеса;
- Обеспечение конкурентных преимуществ за счет своевременного принятия оптимальных решений;
- Проверка надежности деловых партнеров;
- Прогнозирование изменений на рынке;
- Проведение грамотной рекламной компании с учетом информации о конкурентах;
- Прогнозирование действий конкурентов;
- Выявление новых потенциальных конкурентов;
- изучение успехов и неудач конкурентов;
- Изучение новых технологий, продукции и процессов;
- Мониторинг изменений в политической, законодательной и регулирующей областях, влияющих на бизнес;
- Изучение новых инструментов управления.
Основные этапы бизнес-разведки
- Постановка проблемы и определение целей.
- Получение информации из всех возможных источников.
- Оценка информации и перевод ее в сведения.
- Анализ полученных сведений.
- Подготовка выводов.
Бизнес-разведка – это комплексная задача, которая помогает разрешать и предотвращать как внутренние, так и внешние проблемы предприятия. Такая превентивная мера позволяет уберечь бизнес от финансовых, репутационных потерь.