Дезинформация

Дезинформация — это способ воздействия на человека, заключающийся в намеренном предоставлении ему такой информации, которая вводит его в заблуждение относительного истинного положения дел. Цель такого воздействия всегда одна – оппонент должен поступить так, как это вам необходимо. Его поступок может заключаться в принятии нужного вам решения или отказе от принятия невыгодного для вас решения. Но в любом случае конечная цель это действие, которое будет предпринято вашим оппонентом.

Работая с информацией в конкурентной разведке, аналитики часто сталкиваются с тем, что попавшие данные не соответствуют действительности. Это дезинформация или распространение искажённых или заведомо ложных сведений с целью ввести в заблуждение получателя информации.

Дезинформацию можно условно разделить на следующие виды:

  • введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц (в т.ч. и целой нации);
  • манипулирование (поступками одного человека или группы лиц);
  • создание общественного мнения относительно какой-то проблемы или объекта.

Манипулирование — это способ воздействия направленный непосредственно на изменение направления активности людей. Выделяют следующие уровни манипулирования:

  • усиление существующих в сознании людей выгодных манипулятору ценностей (идей, установок);
  • частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;
  • кардинальное изменение жизненных установок.

Дезинформирование (введение в заблуждение и манипулирование) тем сложнее осуществить, чем осведомленнее является объект манипулирования. Отсюда и основополагающие правила дезинформирования:

  • объект дезинформирования должен быть максимально отрезан от источников информации по интересующей или смежным темам – для него (объекта) должно быть непросто, а лучше не возможно получить дополнительную информацию или проверить имеющуюся;
  • объект манипулирования в процессе обработки необходимо снабжать информационным суррогатом – урезанной информацией – только той информацией, которая отвечает задаче манипулятора.

Основные направления стратегического дезинформирования:

  • введение в заблуждение конкурента относительно истинного времени начала тех или иных крупных мероприятий на рынке (новое производство, рекламная акция, маркетинговое исследование и т.п.);
  • создание иллюзии подготовки крупномасштабных операций на ложном направлении;
  • «утечка» заведомо заниженных или завышенных экономических и производственных показателей;
  • преувеличение или занижение отрицательного влияния климатических, бытовых, социальных и иных условий на перспективность того или иного направления;
  • значительное преувеличение ваших возможностей (экономических, политических, социальных, административных и т.п.);