Особенности конкурентной разведки в России

Сегодня практически каждый российский предприниматель ежедневно сталкивается с необходимостью решения задач конкурентной разведки. Однако, по оценкам специалистов, к услугам профессионалов прибегают всего 20 процентов заказчиков.

Любой бизнесмен начинает новое дело со сбора информации, стремясь как можно больше узнать о потенциальном партнере, об обстановке и правилах игры в тех регионах, куда появился интерес вкладывать деньги. Прежде всего он обращается к открытым источникам, преимущественно к местным СМИ, но своими силами извлечь из них экономическую суть практически невозможно. Дело не в коммерческих тайнах — просто, чтобы получить ответ на конкретный вопрос, «сырая» информация должна быть проанализирована должным образом. Сделать это под силу лишь профессионалам, имеющим специальную подготовку.

В России при существующем законодательстве опубликовать список компаний или предпринимателей с плохой репутацией невозможно — по судам затаскают. К тому же около 40 видов установленных законом тайн фактически закрывают любую тематику. Но даже условно доступная информация — только по предоплате. Все вместе создает чрезвычайно питательную среду для мошенников.

К услугам клиентов как минимум три основных субъекта: службы безопасности, информационно-аналитические службы и частные детективные агентства. Вместе с ними заказчик проходит через основные этапы «разведдеятельности».

  1. Определение потребностей.

Руководство организации определяет вопросы, на которые аналитики конкурентной разведки должны подготовить ответы. Это не самый простой этап, поскольку большинство руководителей предприятий просто-напросто не могут грамотно сформулировать, чего они хотят от проводимого исследования.

  1. Постановка задачи.

Планирование операции, включая выявление необходимых первоисточников — самый важный этап. От него в первую очередь зависит успех или неудача операции. К примеру, отечественная производственная компания решила поглотить один из региональных заводов. Специалисты конкурентной разведки определили, что для этого необходим реестр акционеров. Имея список держателей акций, можно договориться о продаже или сотрудничестве. Информацию об основных акционерах решено было взять из региональной печати и баз данных регистрационных органов.

  1. Сбор информации.

Основной источник сбора информации — Интернет. Там расположены корпоративные сайты большинства компаний, архивы СМИ. Пока одни сотрудники стучат по клавишам, другие глотают пыль многочисленных подшивок периодических изданий, рекламно-информационных материалов. Весьма популярны среди отечественных аналитиков конкурентной разведки базы данных различных регистрационных органов, Госкомстата, Госкомимущества, Торгово-промышленной палаты, а также ведомственные регистры, формально считающиеся закрытыми. Не стоит недооценивать и обычное визуальное наблюдение. Одна из организаций решила выяснить, кто приезжает на конкурирующий оптовый рынок, из каких регионов. Аналитики стали просто записывать номера машин на подступах к рынку. Затем по базе данных ГИБДД совершенно точно определили, откуда товар.

  1. Анализ информации.

Самый трудный этап. Даже если анализ основан на абсолютно достоверных данных и не грешит против логики, приходится продумывать несколько возможных вариантов развития ситуации.

  1. Представление результатов анализа клиенту.

Опираясь на результаты исследований, аналитики предлагают заказчику возможные варианты действий.

Сколько человек сегодня реально задействовано в отечественной конкурентной разведке, сказать не может никто. В США за количеством спецов такого профиля следят соответствующие организации, насчитывающие тысячи членов и с отделениями в десятках стран мира. В России большинство отечественных специалистов в области деловой разведки просто не учтено, поскольку они не оформили необходимые лицензии. Лицензия специалисту совершенно невыгодна — как простой гражданин он, согласно действующему законодательству, имеет гораздо больше прав. Конкурентная разведка в нашей стране только зарождается. Если от «жучков» и виртуальных шпионов существуют реальные способы защиты, то противодействовать специалистам конкурентной разведки почти невозможно.