Особенности конкурентной разведки в России
Сегодня практически каждый российский предприниматель ежедневно сталкивается с необходимостью решения задач конкурентной разведки. Однако, по оценкам специалистов, к услугам профессионалов прибегают всего 20 процентов заказчиков.
Любой бизнесмен начинает новое дело со сбора информации, стремясь как можно больше узнать о потенциальном партнере, об обстановке и правилах игры в тех регионах, куда появился интерес вкладывать деньги. Прежде всего он обращается к открытым источникам, преимущественно к местным СМИ, но своими силами извлечь из них экономическую суть практически невозможно. Дело не в коммерческих тайнах — просто, чтобы получить ответ на конкретный вопрос, «сырая» информация должна быть проанализирована должным образом. Сделать это под силу лишь профессионалам, имеющим специальную подготовку.
В России при существующем законодательстве опубликовать список компаний или предпринимателей с плохой репутацией невозможно — по судам затаскают. К тому же около 40 видов установленных законом тайн фактически закрывают любую тематику. Но даже условно доступная информация — только по предоплате. Все вместе создает чрезвычайно питательную среду для мошенников.
К услугам клиентов как минимум три основных субъекта: службы безопасности, информационно-аналитические службы и частные детективные агентства. Вместе с ними заказчик проходит через основные этапы «разведдеятельности».
- Определение потребностей.
Руководство организации определяет вопросы, на которые аналитики конкурентной разведки должны подготовить ответы. Это не самый простой этап, поскольку большинство руководителей предприятий просто-напросто не могут грамотно сформулировать, чего они хотят от проводимого исследования.
- Постановка задачи.
Планирование операции, включая выявление необходимых первоисточников — самый важный этап. От него в первую очередь зависит успех или неудача операции. К примеру, отечественная производственная компания решила поглотить один из региональных заводов. Специалисты конкурентной разведки определили, что для этого необходим реестр акционеров. Имея список держателей акций, можно договориться о продаже или сотрудничестве. Информацию об основных акционерах решено было взять из региональной печати и баз данных регистрационных органов.
- Сбор информации.
Основной источник сбора информации — Интернет. Там расположены корпоративные сайты большинства компаний, архивы СМИ. Пока одни сотрудники стучат по клавишам, другие глотают пыль многочисленных подшивок периодических изданий, рекламно-информационных материалов. Весьма популярны среди отечественных аналитиков конкурентной разведки базы данных различных регистрационных органов, Госкомстата, Госкомимущества, Торгово-промышленной палаты, а также ведомственные регистры, формально считающиеся закрытыми. Не стоит недооценивать и обычное визуальное наблюдение. Одна из организаций решила выяснить, кто приезжает на конкурирующий оптовый рынок, из каких регионов. Аналитики стали просто записывать номера машин на подступах к рынку. Затем по базе данных ГИБДД совершенно точно определили, откуда товар.
- Анализ информации.
Самый трудный этап. Даже если анализ основан на абсолютно достоверных данных и не грешит против логики, приходится продумывать несколько возможных вариантов развития ситуации.
- Представление результатов анализа клиенту.
Опираясь на результаты исследований, аналитики предлагают заказчику возможные варианты действий.
Сколько человек сегодня реально задействовано в отечественной конкурентной разведке, сказать не может никто. В США за количеством спецов такого профиля следят соответствующие организации, насчитывающие тысячи членов и с отделениями в десятках стран мира. В России большинство отечественных специалистов в области деловой разведки просто не учтено, поскольку они не оформили необходимые лицензии. Лицензия специалисту совершенно невыгодна — как простой гражданин он, согласно действующему законодательству, имеет гораздо больше прав. Конкурентная разведка в нашей стране только зарождается. Если от «жучков» и виртуальных шпионов существуют реальные способы защиты, то противодействовать специалистам конкурентной разведки почти невозможно.