Промышленный шпионаж и конкурентная разведка

В настоящее время любой предприниматель, независимо от величины его работающих активов, окружен различными факторами риска, способными в один момент превратить в пыль его материальные и финансовые ресурсы.

Времена прибыли в 300-500% от вложенного капитала безвозвратно прошли, рыночные ниши и люфты сегодня стремительно заполняются. К поиску новых интересных мест следует подходить, опираясь на систему экономической разведки о рынках сбыта, конкурентах, партнерах, контрагентах, новых технологиях, законодательных актах и т. д. На Западе структуры экономической разведки активно поддерживаются на уровне правительств. Так, например, правительство Японии еще в 1957 г. организовало научно-технологический информационный центр, который ежегодно анализирует 11 000 финансовых журналов (в т. ч. 7000 зарубежных) и по японским банкам и корпорациям расстилает 15 000 подробных отчетов и 500 000 кратких резюме.

Подобно большому бизнесу, экономическая разведка не знает госграниц. Нередко похищенные секреты проходят через несколько рук, прежде чем попадают к покупателям. В мире существуют тайные биржи, где продают промышленные секреты: например, в Японии — по электронике и пластмассам, в Италии — по фармацевтике. В Украине на черном (или сером) информационном рынке можно купить многие базы данных или практически любую часть информации из них.

Мы часто слышим термины — «конкурентная (экономическая) разведка» и «промышленный шпионаж». В чем же их основные отличия?

Промышленный шпионаж вначале был известен как коммерческий шпионаж, применявшийся с целью получения сведений, недоступных обычными легальными методами. Если говорить о частном секторе экономики, то многие компании, имеющие грамотный менеджмент, давно шпионят за своими конкурентами, не жалея сил и средств. Но в 80-е годы прошлого столетия словосочетание «промышленный шпионаж» стали применять также по отношению к шпионажу одного государства против другого. В отличие от конкурентной разведки, которая, главным образом, имеет дело с открытыми источниками информации, промышленный шпионаж предусматривает ведение разведки специальными тайными методами.

Конкурентная разведка является одним из трех традиционных видов разведки, которая ведется в дополнение к политической и военной разведке. Большая часть информации и материалов по экономической разведке доступна через открытые источники: газеты, торговые журналы, компьютерные базы данных, парламентские протоколы, всевозможные публикации и т. д. Через открытые источники доступно около 80% всей информации.

Кому же интересен обычный человек? На первый взгляд может показаться, что только своим близким и немногочисленным друзьям. Но это только на первый взгляд. Оказывается, за самыми подробными сведениями о нас буквально охотятся тысячи организаций. Что это за организации и зачем им это нужно? Всех любопытных можно разделить на три большие категории: спецслужбы, коммерческие организации, создающие базы данных (для внутреннего использования или для последующей продажи) и хакеры-любители, из спортивного интереса или по злому умыслу добывающие нашу конфиденциальную информацию. К последней категории можно отнести и персонал различных частных компаний и государственных учреждений, который, в силу разных причин, может некорректно себя вести как по отношению к своему работодателю, так и по отношению к третьим лицам, используя для этого ресурсы своего работодателя. Например, зарплаты у представителей спецслужб, налоговой инспекции и полиции, обычной полиции, как известно, невысокие, а моральный дух и дисциплина оставляют желать лучшего. Кроме того, через секретарей, офис-менеджеров, корректоров, менеджеров по продажам, маркетинг-менеджеров, программистов, системных администраторов и прочий технический и обслуживающий персонал частных компаний также можно узнать много полезного. Работники этих категорий зачастую имеют прямой доступ к интересующей информации, а их невысокие должности и заработная плата дают простор для различных манипуляций, со стороны конкурентов или партнеров.

К сожалению, тема применяемых в бизнесе способов поиска, получения, использования информации, а также применяемых видов обмана и мошенничества редко встречается в нашей деловой прессе и литературе. Сколько бы ни встречалось книг по теме безопасности бизнеса, практически все они базируются на следующих базисах:

  • защита коммерческой тайны (защита от конкурентов, защита интеллектуальной собственности);
  • техническая защита (контроль доступа, сигнализация, видеонаблюдение, охрана);
  • личная безопасность (средства самозащиты, телохранители, оружие).

В зависимости от масштабов деятельности организации, ее успешности, наличия финансовых и иных ресурсов, которые фирма намерена и считает целесообразным ассигновать на охрану своей интеллектуальной и материальной собственности, строится и система защиты. Часто служба безопасности компании может либо полностью отсутствовать, либо быть представлена одним или несколькими отставными сотрудниками полиции или спецслужб. К сожалению, деятельность многих начальников служб безопасности начинается с написания правил внутреннего распорядка, режима и заканчивается организацией охраны, сигнализации, наблюдения и контроля доступа. Ну и ежедневные хлопоты: ревизия территории, пересменка охраны и т. д. Многие руководители предприятий возлагают функцию экономической безопасности и работы с информацией на отставника МВД или оперативника, не желая тратиться на отдельного, недешевого, специалиста-аналитика. Бессмысленно ожидать результата только потому, что эта функция была в принципе кому-то поручена.

Чаще всего тема экономической безопасности предприятия рассматривается лишь в двух аспектах — защита коммерческой тайны и защита информации в компьютерных сетях и системах связи. Но «раздеть» компанию, из которой не вытекает ни единого слова или байта внутренней информации, которая технически укреплена на уровне Берлинской стены, несложно, если ею управляет человек, не умеющий разбираться в партнерах и подборе собственного персонала. Ни одна система безопасности не отреагирует на неправильное финансово-имущественное решение ее руководителя или топ-менеджера.

Поскольку информация о компаниях часто тесно связана с конкретными людьми, то акцент при поиске и анализе информации делают именно на этих конкретных людей-владельцев, топ-менеджеров. К примеру, если останавливается завод, то виноват конкретный человек, а не абстрактное «руководство». Если фирма разрабатывает и выводит на рынок абсолютно новый продукт, который хорошо продается и достигает большой доли рынка в короткие строки — в этом также заслуга нескольких абсолютно конкретных людей (не исключено, что вскоре после успеха продукта за этими людьми ваши конкуренты или нанятые ими рекрутеры могут начать настоящую «охоту» и вы легко потеряете своих ключевых сотрудников, если они будут недостаточно мотивированы).

Прослушать абонента цифрового стандарта GSM «с эфира» тоже можно, но очень сложно — необходима дорогостоящая аппаратура для дешифровки разговора. Да и все время надо бегать за абонентом. Проще записывать разговоры абонента с коммутатора оператора мобильной связи, правда, для этого надо быть спецслужбой или иметь доступ к соответствующему персоналу, работающему в компании-операторе. Но, как показывает практика, это не является проблемой для серьезных людей — распечатки разговоров политиков или бизнесменов периодически появляются в СМИ.

Жесточайшая конкурентная борьба за рынки сбыта продукции, сферы приложения капиталов и стремление к получению максимальных прибылей вынуждают руководство крупных корпораций внимательно следить за деятельностью своих конкурентов. В свете этой проблемы должна вестись и работа по составлению досье на ведущих специалистов и менеджеров фирм-конкурентов.