Риски при работе с сомнительными контрагентами
Взаимоотношения с благонадежными и порядочными контрагентами — залог успешного и развивающегося бизнеса. Выбор проверенного контрагента, имеющего устойчивую и положительную репутацию на рынке, исключает возможные финансовые, налоговые, иные риски. При заключении сделок необходимо помнить, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и все негативные последствия необдуманных решений ложатся на плечи самого налогоплательщика.
Однако, некоторые организации целенаправленно используют в своей деятельности так называемые «технические» фирмы с целью сэкономить на налогах, обналичить деньги, по иным причинам. Честный бизнес может пострадать, если окажется в цепочке связей таких операций. Чтобы не допустить появления в деятельности организации недобросовестных контрагентов, следует проявлять должную осмотрительность.
Понятие «должной осмотрительности» при выборе контрагента (введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53) подразумевает использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности.
Риски при работе с сомнительными контрагентами следующие:
- По требованию регулятора ЦБ РФ банки обязаны проверять все операции клиентов. Если организация работает с «техническими» фирмами, то она становится участником схемы по легализации (отмыванию) денег. Для предотвращения таких операций банк может запросить документы, которые подтверждают законность сделок, ограничить доступ в интернет-банк и даже отказать в проведении платежа.
- Банк России создал единую платформу «Знай своего клиента» (ЗСК), где все компании и ИП поделены на три группы риска: низкую, среднюю и высокую. Банк может использовать эту информацию как дополнительный фактор при собственной оценке клиента. Если клиент высокорискованный, операции по его счёту прекращаются. Такая фирма не сможет:
- проводить расходные операции (за исключением перечня, определённого законом);
- получать остаток денег со счёта или перечислять его на другой счёт при закрытии счёта;
- переводить деньги через СБП или использовать систему ДБО.
Если компания с высоким показателем риска захочет открыть счёт, банк ей откажет.
Оспорить оценку риска можно: для этого в течение 6 месяцев нужно обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России (МВК), которая может пересмотреть оценку. После можно обжаловать решение в суде. Если компания не обратится за пересмотром оценки в течение 6 месяцев после её присвоения или ей в этом откажут, компанию исключат из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Для выявления незаконной оптимизации налогов и получения необоснованной налоговой выгоды налоговая служба использует программный комплекс АКС НДС. Программа анализирует декларации по НДС, книги покупок и продаж, сверяет данные контрагентов и автоматически находит расхождения. Если налоговая выявит нарушения в цепочке контрагентов с участием «технических» фирм, то может доначислить налоги за всех недобросовестных контрагентов.
Для избежания рисков необходимо внимательнее относитесь к выбору контрагентов. Перед заключением договора и в процессе сотрудничества важно оценить благонадёжность партнёра и его деловую репутацию.
Ответственный подход к выбору контрагента — это принцип должной осмотрительности.
Признаками ненадёжности компании могут быть:
- компания отказывается предоставлять копии юридически значимых документов, например устава, ИНН или ОГРН;
- коды ОКВЭД, указанные в выписке из ЕГРЮЛ, не соответствуют фактической деятельности контрагента;
- число кодов ОКВЭД превышает разумное количество. При этом они достаточно разнообразны и относятся к совершенно разным сферам деятельности;
- есть информация о недостоверности юридического адреса или сведений о директоре;
- у организации нет сотрудников и активов для ведения своей деятельности;
- контрагент часто участвует в судебных разбирательствах как ответчик;
- компания сдаёт нулевую или убыточную отчётность;
- у контрагента есть серьёзная задолженность по налогам и сборам.
Чем больше информации о контрагенте получится собрать, тем проще вам будет принять решение о сотрудничестве и в дальнейшем доказать законность сделок.
Чтобы улучшить репутацию компании и быть привлекательным бизнес-партнёром, следует:
- проявлять принцип должной осмотрительности при выборе контрагентов и минимизировать операции с теми, кто может нести риски;
- не реже раза в год проверять информацию о компании в открытых источниках. Если какая-то информация устарела или имеет неточности, то её нужно исправить;
- вовремя исполнять обязательства, оперативно погашать задолженности по налогам и исполнительному производству;
- по итогам года предоставлять в налоговую финансовые отчёты и сведения о сотрудниках. Эти данные обновляются один раз в год, ваши партнёры могут ознакомиться с ними в открытых источниках;
- если компания получала отказы по операциям или открытии счёта в банках, нужно пройти процедуру пересмотра отказа (реабилитации).