Шпионам конкурентов противостоит разведслужба

Экономическая разведка и промышленный шпионаж становятся весомыми инструментами конкурентной борьбы на российском рынке.

По неофициальным данным ФСБ РФ, сегодня каждое крупное и среднее российское предприятие получает различными способами данные о деятельности своих конкурентов и одновременно страдает от аналогичных действий с их стороны. Сбор сведений о конкурентах предполагает не только воровство, большую часть разведывательных мероприятий службы безопасности и экономической разведки получают из вполне легальных источников. На Западе эта дисциплина уже преподается в большинстве учебных заведений и называется «конкурентная разведка».

Полезны сведения налоговых и таможенных органов, учреждений, закупающих товары для нужд государства, других государственных структур, которые по закону собирают отчетность о деятельности предприятий.

Самым эффективным способом получения информации о деятельности предприятия специалисты по экономической безопасности считают работу с персоналом интересующего объекта. Поэтому важны не только тщательный отбор и проверка людей, но и умение управлять лояльностью и мотивацией сотрудников.

Важно разработать инструкции для персонала о неразглашении сведений, представляющих коммерческую тайну предприятия. Сотрудники, подписав документ о неразглашении коммерческой тайны, тут же забывают об этом.

Работа с сотрудниками конкурента позволяет не только получать уникальные сведения, но и не бояться преследования закона. Если служба экономической разведки перехватывает телефонные переговоры, ставит прослушку, то это уголовно наказуемое деяние. А если сотрудник разведки за рюмкой чая выведывает секреты у работника конкурента, то это нормально, и все в рамках закона.

Мероприятия по промышленному шпионажу, направленные против конкретного предприятия, можно спрогнозировать. Они предшествуют ожидаемым изменениям на каком-то рынке. Это может быть выход на региональный рынок крупного игрока, агрессивное развитие уже существующего. Крупные компании начинают вести разведывательные мероприятия задолго до реального выхода на интересующий их рынок. Мероприятия при этом носят не только маркетинговый интерес, они могут направляться на прямое уничтожение конкурента. Например, некая компания для закупки крупной партии товара берет кредит. Конкурент может выбросить на рынок аналогичный товар, но по демпинговым ценам. Это влечет банкротство компании, взявшей кредит, и ниша освобождается.