Оценка репутационных рисков
Репутация — основополагающий атрибут компании. Она иллюстрирует доверие клиентов, готовность партнеров идти навстречу. Если у вас хорошая репутация, значит, с вами хотят иметь дело.
Репутация — актив, отражающий восприятие компании окружающей экономической, политической и социальной средой, стимулирующий клиентов продолжать пользоваться услугами этой компании.
Репутация компании формируется из следующих факторов:
- Качество работы;
- Цена услуги или товара;
- Качество работы сотрудников;
- Эффективное использование имеющихся ресурсов.
Репутация — один из инструментов взаимодействия. Если вы имеете хорошую репутацию, то ваши товары и услуги будет востребованы.
Что такое репутационные риски?
Репутационные риски компании – это действия, которые могут стать причиной снижения доверия покупателей и инвесторов. К ним относятся неудачные креативы, высказывания сотрудников, неправомерные действия со стороны руководства или работников, плохой сервис и так далее.
Задача любой компании – минимизировать репутационные риски. Важно охватить, как можно больше вероятных сценариев, которые могут стать причиной ухудшения репутации.
Репутационные риски организации ведут к потерям компании из-за негативного отношения клиентов, партнеров и инвесторов к компании. Предпринимателю необходимо продумывать репутационные риски, понимать их причины и просчитывать возможные потери. Чем больше рисков компания сможет предугадать, тем легче будет поддерживать положительный имидж.
Нужна помощь?
Оставьте заявку
Типы рисков
- Допустимый — при котором организации грозит потеря прибыли. В рамках допустимого риска предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но не превышают размера ожидаемой прибыли;
- Критический — при котором организации грозит потеря выручки; т.е. имеет место опасность потерь, которые превысят ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных организацией в проект;
- Катастрофический — при котором возникает неплатежеспособность организации. Убытки могут достигать размера, равного имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.
Виды репутационных рисков
Все репутационные риск делятся на 2 основные группы:
- Внешние — это все, что может нанести вред имиджу компании извне. Это клиенты и партнеры.
- Внутренние — это все, что может нести имиджевые риски внутри компании. Например, действия сотрудников.
Часто-встречающиеся виды рисков:
- Недостатки в HR-работе. Некомфортные условия труда ведут к отрицательным отзывам, проблемам с подбором кадров;
- Негатив в интернете соцсетях. Недостаточная коммуникация, игнорирование обратной связи ведет к распространению негатива, потери доверия и деловой репутации;
- Неверная работа с данными. Недостаточная защита информации, халатность ведет к прямым убыткам, судебным разбирательствам, штрафам;
- Потребительские — несоответствие товара или услуги ожиданиям клиентов ведет к снижению продаж, негативным отзывам;
- Внешние изменения рынка. Игнорирование ситуации на рынке ведет к общественному порицанию, отказу от товаров и услуг компании.
Оценка репутационных рисков
Основная работа с репутационными рисками — их оценка.
Оценкой может заниматься как человек или отдел в компании, так и аутсорсинговая компания. Суть оценки репутационных рисков:
- Обработка информации. Отзывы и их последствия для компании;
- Составления прогноза рисков;
- Публикация отчетности о потенциальных рисках.
Поэтому перед тем, как совершать спорный поступок с точки зрения репутации, необходимо проанализировать, сколько вреда и сколько пользы он может принести.
Цель оценки репутационных рисков
Цель оценки заключается в том, чтобы понять природу риска, уровень и его характеристики.
Стратегия оценки репутационных рисков
- Измерение вероятности наступления репутационного риска для компании;
- Управление репутационными рисками;
- Минимизация репутационных кризисов;
- Управление репутацией бренда.
Методы управления репутационными рисками
Как руководители крупных компаний, так и предприниматели должны знать нюансы управления репутационными рисками. Игнорирование таких ситуаций опасно. Лучше вовремя выявлять, оценивать и контролировать потенциальные проблемы эффективными способами.
Снижение потенциального ущерба.
Превентивная методика позволяет снизить потенциальный урон, вызванный как косвенными, так и прямыми факторами. Для этого необходимо проводить опросы, оценивающие удовлетворенность поставщиков, партнеров и сотрудников. Постоянный сбор обратной связи позволит выявить и решить проблемы еще до того, как будет нанесен реальный ущерб.
Разработка превентивных мер
Избежать всех затруднений, как и уменьшить потенциальный урон, не всегда возможно. Но отрицательные факторы не должны стать причиной полной остановки работы. Оптимальнее всего заранее разработать комплексный план действий на случай возникновения угрозы.
- Образцы заявлений для СМИ, обращений к конечным пользователям, ключевым партнерам;
- Определение круга работников, имеющих право выступать от лица компании, отвечать на вопросы;
- Список лиц, принимающих решения и определяющих порядок действий.
Негативный эффект ухудшения репутации компании
Существует несколько подходов к оценке ущерба, нанесенного бизнесу. Можно измерять потерянный доход, уровень увеличения эксплуатационных расходов. Риск потери клиентов оценивается на основе анализа конкретных показателей: уменьшение количества запросов, звонков.
Потенциальный вред репутации компании:
- снижение стоимости акций и активов;
- невозможность «перекупить» ценных сотрудников;
- переход ключевого персонала к конкурентам;
- внимание «желтых» СМИ;
- дискриминация на рынке;
- баны в интернет-каталогах, поисковиках;
- отсутствие возможности кредитования.
Необходимо регулярно оценивать репутационные риски, чтобы избежать их влияния на жизнь компании. Такая превентивная мера позволит предупредить возникновение опасных ситуаций и контролировать деловую репутацию компании.